Дидактический материал для развития зрительного восприятия как познавательного процесса у дошкольников с нарушением зрения

  Современными научными исследованиями доказано, что нарушение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, определяет фрагментарность, искаженность восприятия   предметов, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечёткость их опознания.  Дети с нарушением зрения часто испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в ориентировке в своём теле, рабочей поверхности, в пространстве. Кроме того, недостатки зрительного восприятия, обусловливая формирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), что значительно затрудняет развитие познавательной деятельности детей. Всё это требует от педагогов активной работы по развитию зрительного восприятия.  

В коррекционно-педагогической работе по развитию зрительного восприятия выделяют несколько направлений.

К первому направлению можно отнести воздействие на функциональные механизмы зрительного восприятия, использование педагогических мероприятий (сенсорных упражнений, различных видов продуктивной деятельности, дидактических игр), оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных функциональных возможностей и характеризующихся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции.  

Вторым направлением специальной работы по развитию зрительного восприятия является целенаправленное формирование или развитие уже имеющихся операционных механизмов зрительного восприятия.

Путями реализации этого направления являются:

1.     формирование сенсорных эталонов (цвета, формы и величины);

2.     формирование способов обследования и предметных представлений;

3.     развитие зрительного внимания и памяти;

4.     развитие предметности восприятия и восприятия сюжетных изображений;

5.     развитие восприятия глубины пространства;

6.  формирование перцептивных действий в процессе предметно-практической деятельности.

В связи с этим материал для коррекционно-педагогической деятельности должен включать:

·    предметы (натуральные, муляжи, модели, изображения – натуральное, контурное, силуэтное), о которых формируются предметные представления (их набор, объём определяется содержанием раздела «Ознакомление с окружающим» и уровнем предметных представлений детей);

·    перфокарты, ориентированные на соотнесение предмета по внешним (цвет, форма, величина) и внутренним логическим признакам, на соотнесение реального изображения предмета с силуэтным, контурным изображениями;

·        карточки, перфокарты, предназначенные для классификации предметов;

·        предметные картинки для сравнения, описания предметов, составления по ним описательных загадок;

·        карточки-задания на локализацию заданного сенсорного эталона из множества;

·        перфокарты, ориентированные на соотнесение сенсорных эталонов между собой; на соотнесение эталона с признаками предмета;

·        игры-головоломки, кубики; 

·        набор сюжетных, пейзажных картин, открыток;

·        набор масок, имитирующих эмоциональное выражение человеческого лица (радость, покой, удивление и т.д.);

·         набор картинок, изображающих людей, выражающих разные эмоции;

·        «фоторобот» человеческого лица;

·        набор картинок с изображениями людей, животных в различных позах;

·        карточки с изображениями различных поз (схемы, контурные, силуэтные изображения);

·         перфокарты ориентированные на соотнесение позы человека и орудия труда; позы, эмоций и предметов сюжета; частей суток и событий сюжета; времен года и событий сюжета;

·        набор силуэтных изображений (цветных, однотонных) персонажей, предметов сюжетных картинок;

·        набор сюжетных картинок, раскрывающих последовательность событий;

·        разрезные картинки (из 4, 6, 8, 12 частей).   

·        набор моделей предметов (по дидактическим темам);

·        карточки с изображениями предметов одной группы в различных пространственных положениях;

·        карточки-задания на локализацию цветов и оттенков;

·        силуэтные и контурные изображения на прямом и обратном контрастах;

·        набор трафаретов (внешних и внутренних) для обводки по контуру;

·        карточки с зашумлёнными изображениями предметов;

·        карточки с контурным (целостным и прерванным) изображением предметов;

·        различные виды мозаик; шнуровки; лабиринты. 

·        образцы выполнения задания для фронтальной и индивидуальной
работы (наглядные подсказки, позволяющие ребенку по ходу решения перцептивной задачи уточнять и проверять свою деятельность).  

Офтальмологи рекомендуют цветовое разрешение в зелёных, жёлтых, оранжевых тонах. Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней тёмный фон (желательно зелёный) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот, возможно использование фона светло-коричневого цвета (как нейтрального). Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей.

Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: один для рассматривания сидя, другой – стоя. Дети со сходящимся косоглазием работают на вертикальной поверхности, а дети с расходящимся – на горизонтальной.

Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают чёрные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне.

Дошкольники с нарушением зрения лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные. При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более чёткое выделение ближнего, среднего и дальнего планов. Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.

Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально,   картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.

Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.

Детям целесообразно предлагать предметы или изображения с ярко выраженными родовыми признаками и свойствами, характерными для данной группы предметов.   

Таким образом, правильно подобранный дидактический материал не только способствует развитию зрительного восприятия, но и стимулирует познавательную активность дошкольников с нарушением зрения. 

Список литературы:

1.     Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г.  Развитие восприятия у ребёнка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школьная пресса, 2001. 

2.     Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: Экзамен, 2006.

3.     Подколзина Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. //Дефектология, 2005, № 6.

4.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.