Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения

  В рамках коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, учителями-дефектологами (тифлопедагогами) проводится работа по развитию зрительного восприятия, составной частью которой является формирование сенсорных эталонов, включающее в себя знакомство с эталонами цвета, формы и величины. Формирование и закрепление у детей со зрительной патологией этих знаний является одной из первостепенных задач, так как на основе этого развиваются и обогащаются представления дошкольников о значимых, ярких и существенных характеристиках различных предметов окружающего мира.

Дети с нарушением зрения часто пассивны, испытывают ряд трудностей при контакте с взрослыми, общении со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Поэтому необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребёнка. Необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.  Поэтому занятия проводятся в форме дидактических игр и упражнений. В игре ребенок получает возможность самостоятельно действовать, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Ребёнку с нарушением зрения для усвоения и понимания того или иного действия иногда требуется гораздо больше повторений, чем его нормально развивающемуся сверстнику. Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к занятию.

Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов, предлагаемые для детей младшего возраста, рассчитаны главным образом на ознакомление семью цветами (красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, чёрный, белый). Формирование умения различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их с формой плоскостных изображений и объёмных тел (шар, куб, конус) и построение отношений между тремя однородными объектами по величине. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах. 

Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов. Например, цвета в играх «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету»; формы в играх «Подбери фигуру», «Подбери по форме», «Что лежит в мешочке?», величины – «Три квадрата», «Башня», «Соберём пирамидку». 

Ознакомление детей с величиной предполагает, кроме усвоения отношений величин, развитие глазомера — умения подбирать на глаз предметы одинаковой величины.

В большинстве игр и упражнений детям предлагается целиком сосредоточиться лишь на одном свойстве предметов, отвлечься от других свойств. В младшем возрасте это действительно необходимо для полноценного усвоения представлений о каждом свойстве. Но в дальнейшем ребёнок должен научиться видеть все свойства предмета, ориентироваться на любое из них или на два-три одновременно. Поэтому, кроме названных заданий вводятся комплексные, при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов: форму и цвет («Орнамент», лото «Цвет и форма»).

В средней группе игры и упражнения, помогающие детям с нарушением зрения узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольники продолжают знакомиться с цветами спектра и их оттенками по светлоте, используют полученные знания при определении цвета предметов. Дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают о возможности получения некоторых цветов путем смешения других.  («Назови цвет и оттенок», «Радуга», «Цветик-семицветик»).

Знакомство с формой предполагает введение дополнительно к уже известным фигурам новых (прямоугольник, конус, пирамида) и усвоение детьми представлений о разновидностях треугольников, овалов. Одним из наиболее эффективных видов заданий становятся задания на самостоятельное изготовление фигур детьми. Новыми являются также задания на взаимосвязь зрительного и осязательного обследования форм. Также дети учатся анализировать сложные (составные) формы, раскладывать их на элементы, соответствующие геометрическим образцам. («Фигуры из палочек», домино «Предмет и форма», «Треугольники», «Составные картинки»).

При знакомстве дошкольников с величиной, им предлагаются более сложные, чем в предыдущей возрастной группе, задания: выделять высоту, ширину предметов и другие параметры величины. («Построим лесенку», «У кого какая вещь?», «Матрёшки»).

Дети выполняют комплексные задания, когда требуется ориентироваться одновременно на два признака предмета — форму и цвет («Магазин», «Назови цвет и форму»), цвет и величину («Найди большие жёлтые круги», «Собери капельки в стакан»).

С детьми старшего возраста проводится дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов.

Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, вводятся тонкие градации таких оттенков. Дошкольники знакомятся с оттенками по цветовому тону (промежуточными между цветами спектра), учатся их получать и называть, выделять в реальных предметах. Углубляются представления детей о системе хроматических цветов, их взаимосвязи. Дополнительно они знакомятся с делением цветов на группы теплых и холодных. («Подбери предметы похожего цвета», «Разноцветные лепестки», «Светлее – темнее»).

Дети с нарушением зрения овладевают способами обследования сложной формы предметов, учатся давать её последовательное словесное описание и узнавать по словесному описанию. («Найди по описанию», «Выложи картинку из геометрических фигур», «Магазин ковров»). В таких играх, как «На что это похоже?», «Геометрическая мозаика», «Найди на ощупь» дети упражняются в различении плоскостных и объёмных геометрических фигур (шар, эллипсоид, конус, куб, призма).

Расширяются знания детей и о величине предметов.  Дети выполняют задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины. («Палочки в ряд», «Спортсмены строятся», «Сложи дощечки»).

Существенное внимание в работе с детьми старшего возраста уделяется творческим заданиям, пробуждающим фантазию, воображение ребят. Это задания на получение новых оттенков цвета, на придумывание и складывание по собственному замыслу фигурок из элементов мозаики, палочек, составление геометрических фигур из нескольких других.

Таким образом, следует отметить, что в играх и упражнениях по формированию сенсорных эталонов соблюдается системность, доступность, последовательность в подаче материала. Они строятся на индивидуальном подходе к ребёнку, с учётом не только возрастных особенностей, но и разрешающих возможностей зрения, темпа и качества зрительного восприятия.