Использование прогулки для развития навыков ориентировки в открытом пространстве у дошкольников с нарушением зрения

 Проблема обучения ориентировке в пространстве актуальна для всех дошкольников, но у различных категорий детей трудности пространственного ориентирования имеют ряд особенностей. У нормально видящих детей – это, в основном, недостаточное понимание пространственных терминов и неумение самостоятельно пользоваться ими при обозначении в речи воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства. Таких, как: далеко, близко, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, вверху, внизу, внутри, снаружи, напротив, посередине и т.д.  А также пространственных предлогов: в, на, под, над, перед, за и других.  Кроме того, отмечаются сложности в ориентировке с точкой отсчёта от заданного объекта и в умении понимать и самостоятельно составлять схемы и планы пространства. У детей с нарушением зрения все вышеперечисленные проблемы более выражены. Кроме того, отмечаются трудности получения адекватных представлений об окружающем мире, вызванные неполноценностью зрительного восприятия и неумением пользоваться сохранными анализаторами (например, сложности реально оценить расстояние, глубину пространства).

Для того, чтобы наиболее успешно использовать прогулку для развития навыков ориентировки в открытом пространстве, необходимо создать специальные условия. На асфальтовых дорожках вокруг здания детского сада, на полу веранд можно нарисовать краской (мелом) разного цвета прямые, волнистые, зигзагообразные линии, круги, овалы (диаметром до 1,5 – 2 м), большие треугольники, квадраты. Кроме пространственной ориентировки их используют для обучения детей ходьбе, бегу, прыжкам в подвижных играх, играх на развитие прослеживающих функций глаз. Такие фигуры можно нарисовать и на земле, и на песке. В зимнее время можно сделать разноцветные линии на снегу и ориентиры из цветных кусков льда.  

Представления о параметрах пространства формируются через движение тела, конечностей, поворотов головы и глаз; через визуальные признаки, которые дополняют представления относительным расположением предметов и изменением этого расположения при перемещении тела или самих предметов. Но в процессе формирования пространственных представлений взаимосвязь всех признаков устанавливается не сразу. Обучающая задача заключается в том, чтобы пространственный образ был целостным и включал в себя как двигательные, так и зрительные параметры, соединенные с соответствующим словом, понятием.

Игры и упражнения, проводимые с детьми на территории детского сада, можно разделить на несколько групп – в зависимости от того, какую задачу ставит перед собой педагог. Такая группировка не может быть очень строгой, так как решаемые задачи взаимосвязаны. Выполнение детьми предлагаемых заданий предполагает сформированность у них основных навыков ориентировки на собственном теле, знание и дифференцирование основных направлений пространства с точкой отсчёта «от себя».

 

Упражнения на закрепление параметров пространства.

Задания:

·      Расскажи, что на участке расположено близко (ближе) к тебе, что далеко (дальше) от тебя.

·      Расскажи, что выше тебя, а что ниже.

·      Выбери самый короткий (самый длинный) путь от домика до песочницы.

·      Повернись (наклонись) направо — налево, вперед — назад.

·      Правой рукой дотронься до левого уха.

·      Левой рукой дотронься до правой коленки.

·       Иди в том направлении, которое я назову.

·      Сделай пять шагов вперед. Поверни направо. Сделай три шага...

·      Пройди по дорожке. Иди точно посередине, не наступая на края дорожки.  

·      Пройди справа от намеченной линии. 

·      Обойди вокруг квадрата, не наступая на линию.  

·      Встань внутри круга.

·      Прыгни    вперед (назад).

·      Подбрось мяч вверх и поймай.  

·      Передай мяч соседу слева (справа).

·      Сбей кеглю, стоящую слева (посередине).

Примечания для детей с нарушением зрения:

1. В подобных играх и упражнениях не только корригируются движения детей, но и развиваются их глазодвигательный аппарат и бинокулярное зрение.

2. Детям со сходящимся косоглазием полезны игры и упражнения с устремленным вверх и вдаль взором, а тем, у кого расходящееся косоглазие, рекомендуется выполнять задания, требующие опущенного вниз взора и работы на близком расстоянии.

 

Передвижение по предметным ориентирам

Задания:

·      Дойди до веранды (домика, горки, скамейки). Рассказывай, в каком направлении ты идешь.

·      Иди от одного предмета до другого (например, от скамейки до веранды, от веранды до песочницы). Рассказывай, в каком направлении ты идешь, в какую сторону поворачиваешь.

·      Найди на участке свой домик (по указанным ориентирам). Расскажи, где расположен твой домик.

·      Расскажи, как пройти от веранды до песочницы.

·      Покатай мишку на машине по дорожке. Скажи, в каком направлении едет машина.

·      Покатайся на велосипеде (самокате) по дорожкам. Расскажи, в каком направлении ты ездил.

·      Иди вперед. Дойди до домика. Поверни налево. Иди до качелей. Поверни направо. Пройди до веранды.

·      Расскажи другу, как найти дорогу до входа в детский сад (до ворот детского сада).

Примечания.

1.     Подобные игры можно проводить также по цветовым ориентирам.

2.     Педагог дает детям образец описания пространственных направлений и расположения предметов в пространстве.

 

Ориентировка по звуковым сигналам

Задания:

·      Иди (с закрытыми глазами) за звуком.

·      Покажи рукой в ту сторону, откуда слышишь звук.

·      Назови местоположение звучащего предмета (справа от меня, впереди меня, позади меня).

·      Иди в ту сторону, откуда позвали (откуда слышишь звук). Расскажи, в каком направлении ты пойдешь (направо, налево, вперед, назад).

·      Расскажи, какие звуки, и с какой стороны от себя ты слышишь (справа и слева, впереди и сзади, наверху и внизу).

·      Найди (с закрытыми глазами) звучащую игрушку.

 

Ориентировка с использованием схем и планов.

Задания:

·      Иди по схеме пути (от выхода из здания детского сада до участка группы; от ворот до участка группы и т. д.). Опиши свой путь.

·      Найди на участке предмет (игрушку) в месте, указанном на схеме. Скажи, где ты нашел предмет (игрушку).

·      Найди на участке дерево, отмеченное на плане. Расскажи, где растет это дерево.

·      Положи игрушку на место, указанное на плане.

·      Помоги другу найти спрятанную игрушку, пользуясь планом участка.

·      Найди на участке все предметы, нарисованные на плане. Расскажи, где они расположены.

·      Найди на плане то, что я назову (например, песочницу, домик, клумбу).

·      Нарисуй путь от выхода из детского сада до ворот.

Таким образом, развивается макро-ориентировка, закрепляются и расширяются пространственные представления дошкольников с нарушением зрения. Усвоение детьми пространственной терминологии положительно сказывается на общем развитии их речи, точности и адекватности предметно-практической деятельности в пространстве. А приобретаемые детьми навыки работы со схемами способствуют развитию у них пространственного мышления, что значительно облегчает им зрительно-пространственную ориентировку.