Как выявить зрительную патологию?

 Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1) слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

2) слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо;

3) дети с функциональными нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие, различные виды аметропий).

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и другие.

Нарушения зрения могут возникнуть и в период дошкольного детства, поэтому родителям следут обращать внимание на особенности поведения ребёнка, для того, чтобы вовремя обратиться за консультацией к врачу-офтальмологу.

На возможную близорукость может указывать следующий набор поведенческих особенностей:

1.   Ребёнок держит игрушки (особенно мелкие) и рассматривает картинки, поднося их очень близко к лицу.

2.   Ребёнок, рисуя, рассматривая картинки или играя с конструктором, «водит носом по столу».

3.   На прогулке ребенок с трудом узнает удаленные фигуры людей, детали объектов, которые вблизи легко идентифицирует.

На возможную дальнозоркость могут указывать такие факторы:

1.   Быстрая утомляемость при работе с мелкими предметами.

2.   В возрасте 5—6 лет начинающий читать ребёнок при чтении отодвигает от себя тексты.

На возможный астигматизм указывают:

1.   Неправильная поза ребёнка при работе за столом, сильный наклон головы.

2.   Неправильное положение листа бумаги при рисовании (слишком сильный наклон бумаги).

3.   Сложности, возникающие у ребёнка при выполнении задания провести прямую линию, нарисовать квадрат или круг. Вместо нужных фигур получаются вытянутый четырехугольник или вытянутая фигура эллипсообразной формы.

Следует обращать внимание на симметричное положение глаз ребенка во время работы и в общении. Иногда неправильное положение головы во время рисования и игры может свидетельствовать о косоглазии или анизотропии.