Телевизор, компьютер и зрение

  Без просмотра телепередач жизнь современного ребёнка не обходится. Это неудивительно — телевизор давно и прочно вошел в нашу жизнь. Интересные и полезные передачи могут значительно расширить и обогатить интеллектуальный запас подрастающего ребёнка. Но не секрет, что иной раз, особенно дома, телевизор становится просто своего рода наркотической привязанностью. Поэтому очень важно, чтобы просмотр телепередач, был четко регламентирован с позиций гигиены.

Требования к просмотру телепередач.

Очень важно стремиться к созданию оптимальных условий при просмотре телевизионных передач, чтобы они не увеличивали накопившееся за день утомление, а приносили пользу и способствовали полноценному отдыху ребенка. Для выполнения режима дня и обеспечения достаточного времени на отдых и сон детям следует смотреть только дневные детские передачи.

Длительность просмотра не безразлична для организма детей и их зрения. Известно, что после 60 минут непрерывного просмотра телепередач у детей наступает заметное ухудшение остроты зрения. Признаки утомления выражаются в частой смене положения тела, потягиваниях, частых отвлечениях. Следовательно, более часа просмотр затягивать не следует.

Степень зрительного напряжения зависит также и от условий просмотра. Важно соблюдать правильное расстояние от глаз до экрана телевизора. Оно должно составлять не менее 3 метров, при этом следует сидеть не с боку, а прямо перед экраном. С более близкого расстояния видны линейные элементы изображения, мелькания которых заставляют ребенка напрягать зрение, что отрицательно влияет на становление аккомодационного (приспособительного) аппарата глаз.

Сегодня многие дети учатся пользоваться компьютером. Ребенок может работать на компьютере не только дома, но и в школе, и даже в детском саду. Дети погружаются в виртуальную жизнь все более основательно. Возникает вопрос: сколько времени ребенок может проводить за компьютером без ущерба для своего здоровья? Известно, что общение с компьютером оказывает положительное влияние на развитие детей, активизирует мыслительные процессы и всю нервно-эмоциональную сферу. Красочность, экранных объектов, динамичность сюжетов и другие особенности электронных носителей информации делают общение ребенка с компьютером увлекательным и захватывающим. Однако установлено, что у компьютерных фанатов появляются функциональные расстройства нервной системы, психические отклонения, сердечно-сосудистые нарушения, легочные заболевания, дерматиты кожи, шейные радикулиты и другие патологии здоровья.

У пользователей возникают различные расстройства зрения, в частности так называемый «компьютерный зрительный синдром» (КЗС). Сначала страдающие КЗС отмечают у себя повышенное зрительное утомление, которое переходит в астенопию (слабость зрения с такими симптомами, как резь, жжение, ощущение «песка» в глазах, покраснение глазных яблок). Длительная работа за компьютером может спровоцировать и возникновение близорукости, особенно у детей и подростков, поскольку зрительный анализатор у них еще не сформирован.

Требования к работе на персональном компьютере.

Охрана зрения маленьких пользователей компьютера требует особенного внимания, так как именно в шестилетнем возрасте формируются многие системы их организма, происходят кардинальные изменения в деятельности мозга, сердца, вегетативной и нервной систем, двигательного аппарата. Особенно значительно перестраивается зрительный анализатор — формируется рефракция глаза (приспособление к видению предметов на разном расстоянии). У ребенка увеличивается поле зрения, созревает различительная способность к цвету. Зрительная система детей интенсивно совершенствуется и потому очень чувствительна к объекту зрительной работы.

Детям приходится рассматривать разноцветные движущиеся предметы на мерцающем экране. При этом постоянно меняются условия для зрительного восприятия (расстояние от рассматриваемого объекта, освещенность на экране и на клавиатуре), а, следовательно, и форма хрусталика глаза, что вызывает большее напряжение цилиарной мышцы. При продолжительном контакте с экраном это напряжение приводит к спазму аккомодации, значительному снижению функциональных возможностей зрительного анализатора и, в конце концов, способствует возникновению близорукости.

Зрительная же система детей с диагнозом «миопия» особенно уязвима. С ними необходимо проводить специальные упражнения — зрительную гимнастику для восстановления силы цилиарной мышцы глаза и зрительной работоспособности. Эти упражнения способствуют периодическому переключению зрения с ближнего на дальнее, снимают напряжение с цилиарных мышц, тренируют и укрепляют аккомодационные мышцы глаз.

Особенно строго следует следить за временем общения ребенка с компьютером. Известно, что здоровье современных детей не так крепко, как хотелось бы: среди детей 4-7 лет здоровых только 20 % (I группа здоровья), у 60 % отмечаются функциональные отклонения (таких детей относят ко II группе здоровья), хронические и органические заболевания отмечаются у 15 % детей (III группа).

За годы обучения в школе состояние здоровья детей, к сожалению, ухудшается. Прежде всего, возрастают нарушения зрения — с 4 % в начальных классах до 40 % к окончанию школы.

И вот теперь появился компьютер. Исследования физиологов показывают, что шестилетние дети без ущерба для здоровья могут работать на компьютере лишь в течение 15 минут! Как же организовать работу детей на компьютере, чтобы она не вызывала ухудшения зрения? Как известно, здоровье формируется и определяется целым комплексом факторов — генетических, социально-бытовых, экологических и других. При этом исследования показывают, что очень важным фактором сохранения хорошего зрения является соответствие предъявляемой ребенку учебной нагрузки возможностям его организма.

Утомление и переутомление — вот основная причина ухудшения зрения.

Для предупреждения утомления научите ребенка зрительной гимнастике и следите, чтобы он не забывал регулярно выполнять эти несложные упражнения.

 

Упражнения способствуют усилению кровообращения, повышению тонуса глазных мышц, уменьшению утомляемости глаз.

I вариант.

Длительность занятий — 3-5 минут. Исходное положение — сесть в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения легко, без напряжения.

1.            Взгляд направлять влево, прямо, вправо, прямо, вверх, прямо, вниз, прямо, без задержки в одном положении. Повторить 10 раз (число повторов увеличивать постепенно).

2.            Взгляд смещать по диагонали: влево, вниз, прямо, вправо, вверх, прямо, вправо, вниз, прямо, влево, вверх. Постепенно увеличивать задержки в одном положении. Дыхание произвольное. Повторить 1-10 раз (число повторов увеличивать постепенно).

3.            Круговые движения глаз: от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстро, затем как можно медленнее.

4.            Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль. Повторить несколько раз.

5.            Пристально смотреть перед собой, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть несколько раз. Сжать веки, вновь моргнуть несколько раз.

6.            Массировать веки, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или закрыть глаза и подушечками водить по верхним векам от висков к переносице и обратно. Повторить 10 раз в среднем темпе.

7.            Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на минуту представить погружение в полную темноту), открыть глаза.

 

Зрительные гимнастики

II вариант.

Длительность занятий — 1- 2 минуты. Упражнения выполнять сидя или стоя.

1.        На счет «раз, два» фиксировать взгляд на близком объекте (на расстоянии 15 - 20 см), на счете «три — семь» взгляд перевести на дальний объект, на счет «восемь» взгляд снова перевести на ближний объект.

2.        При неподвижной голове на счет «раз» перевести взгляд вертикально вверх, на счет «два» — вниз, затем снова вверх; повторить 15 -20 раз.

3.        Закрыть глаза на 10 -15 секунд, открыть и сделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз (повторить 5 раз); выполнить круговые движения глазами справа налево и обратно (5 раз). Свободно, без напряжения направить взгляд вдаль.

III вариант.

Длительность занятий — 2-2,5 минуты. Упражнения выполнять сидя, откинувшись на спинку стула.

1.        Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторять упражнение в течение 30 секунд.

2.        Поднять глаза вверх, опустить вниз. Повторить 3-4 раза в течение 8 секунд.

3.        Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (длительность — 15 секунд).

4.        Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 секунд. Повторить 4-5 раз (длительность — 30-50 секунд).