Рекомендации для родителей группы "Непоседы"

Уважаемые родители!

Рекомендации даются общие для всех детей. Индивидуальные рекомендации и консультации – только лично каждому.

По всем вопросам можно обращаться в рабочие часы учителя-дефектолога, но для более продуктивного общения – в четверг вечером (с 18 до 19 ч).  

Спасибо за понимание и сотрудничество!


 Тема недели «Мой город. Моя Родина» (20 - 24 апреля)

 

Задание 1.

Поговорите с детьми о нашей стране, о Москве как о столице России. Рассмотрите сребенком географическую карту, покажите местоположение Москвы и Хабаровска.

Задание 2.

Расскажите детям о Хабаровске, его достопримечательностях, повторите названия центральных улиц и площадей. Желательно рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изо­бражением различных мест города.

Уточните, знает ли Ваш ребёнок свой домашний адрес, название улицы, на которой расположен детский сад.  

 Задание 3.

Дидактическая игра «Назови - какой» (об­разование сложных слов):

дом, в котором один этаж  - одноэтажный,

дом, в котором много этажей -  ..., 

дом, в котором два этажа  - ...,

дом, в котором пять этажей - ....

Задание 4.

Дидактическая игра «Подбери признак»:

город (какой?) - ..., улица (какая?) - ..., транспорт (какой?) - ... .


Тема недели «Насекомые» (13 - 17 апреля)

Задание 1.

  • Побеседовать с ребенком о насекомых;
  • рассмотреть жука, божью коровку, ба­бочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху;
  • рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюш­ко, ноги, крылья, усики);
  • рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе;
  • напомнить, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

Задание 2.

Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление предлогов и всех форм косвенных падежей имен сущест­вительных в единственном числе):

Муравей сидел около ....     Гусеница ползла по ....

Пчела залетела в …. Бабочка села на …

Жук спрятался под .... Божья коровка сидела на ....   

Задание 3.

 Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

(понимание логико-грамматических конструкций):

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой.

Ба­бочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку.

Девочка поймала бабочку. Бабоч­ка поймала девочку.

Задание 4.

Дидактическая игра «Подбери признак»:

ба­бочка (какая?) –  ..., оса (какая?) –  ...,

муравей (какой?) –  ..., комар (какой?) –  ... ,

пчёлы (какие?) –  ..., стрекозы (какие?) –  ....


Тема недели «Кто живёт в воде?» (6 - 10 апреля)

Задание 1.

  • Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, ак­вариумных);
  • рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
  • обратить внимание на особенности проживания, пита­ния, строения и дыхания рыб;
  • предложить ребенку ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

Задание 2.

Отгадать и объяснить загадки про рыб.

  • Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
  • У родителей и детей вся одежда из монеток.
  • Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

Задание 3.

Дидактическая игра «Подбери признак»:

рак (какой?) – …, кит (какой?) – …,

акула (какая?) –  …, медуза (какая?) –  …

Задание 4.

Подобрать родственные слова:

рыба –  рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.

Задание 5.

Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притя­жательных прилагательных):

у щуки голова –   щучья, хвост –  ..., плавник –   ..., туловище –   ....

Задание 6.

Дидактическая игра «Выбери нужное дейст­вие»

(понимание значений глаголов с приставками):

Рыбка к камню... (отплыла, подплыла).

Рыбка от берега... (переплыла, отплыла).

Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).


Тема недели «Космос» (30 марта - 3 апреля)

 Задание 1.

Объясните ребёнку, почему празднуют День космонавти­ки, что это за праздник;

рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изобра­жением космоса, космонавтов и космической техники;

расскажите ребёнку о первом космонавте –  Ю. А. Гагарине.

Задание 2.

Поговорите с ребёнком о том, как он понимает значение слов: взлёт, приземление, скафандр, шлем, невесомость, телескоп, планета, спутник, астероид, комета, метеорит, созвездие. При необходимости объясните ребёнку непонятные термины.

Задание 3.

Предложите ребёнку подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт, космонавтика, космодром) и сосчитать количество слогов в каждом слове.

Задание 4.

Составить предложение из слов.

Ракета, космос, летит, в. Наша, Земля, называется, планета.

Задание 5.

Дидактическая игра «Подбери признак»:

космонавт (какой?)  –  …

ракета (какая?) –  …

звёзды (какие?) –   …

Задание 6.

Повторите с детьми названия планет Солнечной системы.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз Меркурий, два Венера,

Три Земля, четыре Марс.

Пять Юпитер, шесть Сатурн,

Семь Уран, за ним Нептун.


Тема недели «Общественные здания» (23 - 27 марта)

 

Задание 1.

Гуляя по городу, обратите внимание детей на разницу между жилыми домами и общественными зданиями, поговорите о том, что там может быть расположены различные учреждения: школа, кинотеатр, театр, магазин, поликлиника, библиотека, музей и т.д.

Задание 2.

Дидактическое упражнение «Кто где работает и не работает?» (ребенок должен составить сложноподчиненное предложение по образцу):

В магазине работают продавец, кассир, грузчик, а учитель нет, потому что он работает в школе. 

В школе работают...,

В поликлинике...,

В библиотеке...,

В театре...  и т. д.

Задание 3.

Дидактическое упражнение «Назови предметы» (упражнение в назывании существительных во множественном числе):

В школе есть парты, доски, стулья, учебники...

В магазине игрушек...

В продуктовом магазине....

В магазине спортивных товаров...


Тема недели "Транспорт" и тема "Правила дорожного движения" (10 - 20 марта)

 Задание 1.

Понаблюдать с ребёнком на улице за движением различ­ного транспорта; закрепить названия.

Задание 2.

Совместно с ребёнком рассмотреть на иллю­страциях различные виды транспорта, поговорить о том, какой транспорт относится к наземному, подземному, же­лезнодорожному, воздушному, водному.

Задание 3.

Спросить у ребёнка, на какие две группы можно разделить назем­ный транспорт (легковой и грузовой), почему они так на­зываются.

Задание 4.  

 Поговорить с ребёнком о том, люди каких профессий работают на различ­ных видах транспорта.

Задание 5.

Провести с ребёнком беседу о правилах уличного движе­ния, показать во время прогулки светофор, обратив внима­ние на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда – нет. 

Задание 6.

Дидактическая игра «Почему так называют­ся?» (образование сложных слов): самолет (сам летает), вез­деход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.

Задание 7.

Дидактическая игра «Подбери предмет к при­знаку»:

старый ..., новый ..., маленькая ..., мощный ..., длинный ..., грузовой ..., трехколесный ..., быстроход­ный ..., летящий ....

Задание 8.

Подобрать синонимы к словам:

ехать, мчать­ся, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.

 


Тема недели «8 Марта» (2 - 6 марта)

 Задание 1.

Побеседовать с ребёнком о Международном женском дне, о том, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.

Задание 2.

 Дидактическая игра «Подбери признак»:

мама (какая?) –  добрая, ласковая, заботливая ....

Задание 3.

Дидактическая игра «Помощник» (изменение глаголов по временам):

Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол.

Я поливаю цветы ….

Я варю компот ….

Я иду в магазин…

Задание 4.

Дидактическая игра «Назови женскую профес­сию» (словообразование): повар –  повариха, портной –  ..., учитель –  ..., воспитатель –  ..., художник –   ..., певец –  ..., пианист –  ..., продавец –   ....

Задание 5.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» (употребление винительного падежа имен сущест­вительных; дательного падежа имен существительных):

по­вару –  поварешка, продавцу –   ...;

ножницы –  портнихе, бинт –   ....


Тема недели «Я среди людей» (25 - 28 февраля)  

Пожалуйста, обратите внимание на то, что не все дети знают своё имя и отчество, домашний адрес, а также имя и отчество родителей, их профессии.

Желательно поупражняться с детьми в рисовании фигуры человека, обращайте внимание на правильное расположение частей тела (например, руки нарисованы от плеч, а не от талии) и детали (брови, уши, на руках по 5 пальцев и т.п.). Для того, чтобы заинтересовать детей, можно воспользоваться он-лайн сервисом Картонный человечек  – надо нарисовать человека по частям, можно раскрасить его, а затем, по щелчку на кнопке «Animate!», он станцует весёлый танец (см. рисунок). 


Тема недели «Наша Армия» (17 - 21 февраля)

Задание 1.

  • Поговорить с детьми о том, что это за праздник «День защитника Отечества» и кто такие защитники Отечества.
  • Вместе с ребёнком рассмотреть иллюстрации книг, фотографии и картинки, имеющие отношение к армии.
  • Повторить названия родов войск, военной техники, военных профессий (желательно использовать картинки и иллюстрации).

Задание 2.

 Дидактическое упражнение «Кто служит в Армии?»

(образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист):

-чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик;

-ист: связист, танкист, артиллерист.

Задание 3.

Дидактическое упражнение «Подбери признак»:

защит­ник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный….

Задание 4.

Дидактическое упражнение «Подбери действия»:

Солдаты (что делают?) –  маршируют, тренируются, стреляют….

Задание 5.

Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование числительных с существи­тельными):

один танк, два танка, …, пять танков;

одна пушка, две пушки, …, пять пушек;

одно орудие, два орудия, …, пять орудий.


Тема недели «Профессии» (10 - 14 февраля)

Задание 1.

Побеседовать с ребёнком о профессиях, проверьте, знают ли Ваши дети профессии и примерный вид деятельности своих родителей.

Задание 2.

Дидактическая игра «Кто что делает» (подбор действий к существительным):

повар – варит, жарит, дворник – …, портниха –  …, художник –   …, писатель –  …, врач –  …, лётчик –  …, учитель – … 

Задание 3.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен сущест­вительных и дательного падежа имен существительных):

по­вару –   поварешка, продавцу –  ...;

ножницы –  портнихе, бинт –   ... .

 Задание 4.

Дидактическая игра «Бывает –  не бывает» (осмысление логико-грамматических конструкций):

Повар варит суп.

Суп варит повар.

Суп варит повара.

Суп сварен поваром.

Поваром сварен суп.

Повар сварен супом.

Супом сварен повар.

Задание 5.

Дидактическое упражнение «Точно повтори» (формирование слоговой структуры слов):

Предложите ребёнку повторить фразы: «Волосы подстригают в па­рикмахерской», «В клинику к ветеринару принесли черепаху». Обратите внимание –  не переставляет ли ребёнок слоги в словах? Можно предложить ребёнку сосчитать количество слогов в словах.


Тема недели «Инструменты» (3 - 7 февраля)

Задание 1.

Повторите с детьми обобщающее понятие «инструменты».

Предложите детям рассмотреть инструменты и определить материал, из которого сделаны – молоток, отвёртка, пассатижи, топор, ножницы (канцелярские, портновские, маникюрные), гаечный ключ и другие механические инструменты.

Обратите внимание на правильное называние детьми таких инструментов, как грабли, пассатижи, клещи (всегда во множественном числе).

 Задание 2.

Дидактическая игра «Назови действия»:

лопа­той –  копают, иголкой – ..., пилой –  ..., топором – ..., граблями –  ..., кистью –  ..., ножницами –  ....

 Задание 3.

      Дидактическая игра «Подскажи словечко».

  • Дровосеки рубят бор –  есть у каждого ... (топор).
  • Папе гвоздь забить помог очень ловко ... (молоток).
  • Двор я чисто подмету –  дайте мне скорей ... (метлу).
  • Дружно во дворе ребята убирают снег ... (лопатой).

 Задание 4.

 Отгадать и выучить загадки по выбору.

  • Я землю копала –  ничуть не устала. А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
  • Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)
  • Листья падают в саду, я их быстро уберу. (Грабли)
  • Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб.  (Пила)

Тема недели «Комнатные растения» (27 - 31 января)

Задание 1.

Повторить с ребёнком названия, внешний вид и отличительные признаки комнатных растений.

Примерный перечень растений: герань, бегония, фиалка, алоэ, сансевьера, кливия, традесканция, бальзамин, фикус, хлорофитум, спатифиллум.

Задание 2.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

 (желательно, чтобы ребёнок не просто выбрал лишнее растение из перечня, но и объяснил свой выбор).

Кливия, тополь, бальзамин, традесканция.

Бегония, фиалка, кактус, герань.

Задание 3.

 Дидактическая игра «Узнай растение»

(упражнять детей в определении комнатного растения на ощупь. Предложите ребёнку объяснить, как он догадался, что это то или иное растение).

Задание 4.

Дидактическое упражнение «Первый и последний»

(предложите детям определить первый и последний звук в названиях растений. Обратите внимание на то, чтобы ребёнок не просто назвал звук, но и определил гласный это звук или согласный, если согласный – то твёрдый или мягкий).  Например: фикус – первый звук [ф] (согласный мягкий), последний звук [с] (согласный твёрдый).

Фиалка, бальзамин, алоэ, сансевьера, кактус.


Тема недели «Дом. Мебель» (20 - 24 января)

 Задание 1.

  •  Во время совместной прогулки по городу рас­смотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, ка­менные и деревянные;
  • внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ре­бенок, сосчитать сколько в нем этажей, на каком этаже он живет, есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить домашний адрес;
  • на иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в крупных городах и в сельской местности;
  • совершить с ребенком «экскурсию» по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат (кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая, под­собные помещения), объяснив их назначение;
  • рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнив её особенности и предназначение.

 Задание 2. 

Дидактическая игра «Назови, какой дом» (об­разование сложных слов):

дом — одноэтажный, двухэтаж­ный, трехэтажный ... многоэтажный. (Объяснить ребенку значение словосочетания «высотный дом».)

Задание 3.

Изменить слово «окно» в контексте предложе­ния (упражнение в падежном и предложном согласовании):

В доме большое ... . В доме нет ... . Я подошел к ... . Я мечтаю о большом ... . У меня растут цветы под ... .

Задание 4 .

Подобрать родственные слова:

Стол — столешница, столовый, столоваться, столик, на­стольная (лампа).

Задание 5.

Составить предложения со словом стол, употребляя «маленькие» слова (предлоги) в, на, под, у, за, из, к, между.


Поздравляю всех с наступающими праздниками - Новым годом и Рождеством!

Отдыхая на каникулах, не забывайте о соблюдении зрительного режима, напоминайте детям о ежедневной гимнастике для глаз; гуляя на свежем воздухе старайтесь почаще с детьми рассматривать предметы вдали, смотреть на звёзды, полезно для тренировки зрения также смотреть на поочерёдно мигающие гирлянды. 

С 23 по 31 декабря и с 9 по 17 января с детьми проводится промежуточная диагностика (индивидуально).


Тема недели «Посуда. Продукты питания» (16 - 20 декабря)

 Задание 1.

Рассмотреть с ребёнком предметы посуды, обратить внимание на разнообразие материалов, из которых изготовлена.

Дидактическое упражнение «Назови, какие» (образо­вание относительных прилагательных): стакан из стекла – стеклянный стакан, кастрюля из алюминия – алюминиевая кастрюля, сковорода из чугуна – чугунная сковорода, нож из керамики – керамический нож, вилка из стали – стальная вилка и т.д.

Задание 2.

Закрепить представления детей о видах посуды (кухонная, столовая, чайная). Желательно, чтобы ребёнок мог ответить, что кухонная посуда – это та, что нужна для приготовления еды (кастрюля, сковорода, ковшик, дуршлаг, миска, сито, половник и т.д.); посуда, которая понадобится для обеда, называется столовая посуда (тарелка глубокая, тарелка мелкая, блюдо, салатник, соусник, маслёнка, солонка и т.д.); чайная посуда – это та, которая нам нужна, когда мы пьём чай (чашка, блюдце, сахарница, чайник, кофейник, молочник и т.п.).

Задание 3.

Предложите детям отгадать загадки:

  • Варю я пищу вашу к обеду –  суп и кашу. (Кастрюля)
  • «Ш-ш-ш, –   шипит картошка, – подлейте маслица немножко». Вот это жар, вот это да! Раскалена (сковорода).
  • На столе она стоит. Чай горячий в ней налит. (Чашка)
  • Она бывает глубока. Она бывает мелка. Однако, это не река, а (тарелка).
  • Масло, ясно и ребёнку, надо класть всегда в … (маслёнку).
  • Новенькое, кругленькое, а дно всё в дырках. (Сито)
  • Если к обеду нас не раздать, то обедать нельзя начинать. (Столовые приборы)

Задание 4.

Поговорить с детьми о продуктах питания, о группах продуктов (молочные, мясные, хлебобулочные изделия и так далее); о том, какие продукты полезны, а какие – вредны для здоровья. 

 


Тема недели «Зимние забавы» (9 - 13 декабря)

Задание 1.  

  • Спросите у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр;
  • Помогите ребенку выяснить, в какие игры нельзя играть зимой и почему.

Задание 2.

Совместно с ребенком вспомнить, какой зим­ний спортивный инвентарь ему знаком и какие загадки о нём он знает.

Задание 3.

Вспомнить и назвать зимние виды спорта.

Задание 4.

Дидактическая игра «Почему так назван?» (уп­ражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов):

конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

Задание 5.

Дидактическая игра «Кому что нужно» (упот­ребление дательного падежа имен существительных):

клюш­ка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки — ... , лы­жи — ... , шайба — ... . 


Тема недели «Игрушки» (2 - 6 декабря)

 Задание 1.

  • Рассказать детям о русских народных игрушках, рассмот­реть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

  • рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика;

  • цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;

  • побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

    Задание 2.

Дидактическая игра «Назови игрушку» (обра­зование относительных прилагательных):

игрушка из дерева (какая?) — деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) — глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) — керамическая (куколка).

Задание 3.

Отгадать и выучить загадку.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.

(Матрешка)

Задание 4.

Нарисовать пять матрешек (от самой большой до самой маленькой) и сосчитать их по образцу: одна мат­решка, две матрешки ... пять матрешек (согласование чис­лительных с существительными).


Тема недели «Береги своё здоровье» (25 - 29 ноября)

Задание 1.

Предложите детям порассуждать о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Обратите внимание на знания детьми правил личной гигиены.

Задание 2.

Прочитайте с детьми пословицы и поговорки о здоровье, предложите объяснить, как они их понимают.

- Здоровье и труд рядом идут.

- В здоровом теле здоровый дух.

- Береги здоровье смолоду.

- Чисто жить –  здоровым быть.

- Здоровье за деньги не купишь.

- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

- Чистота –  залог здоровья.

Задание 3.

Дидактическое упражнение «Да или нет» (предложите детям ответить на вопросы, обсудите ответы).

- Согласны ли вы, что зарядка –  это источник бодрости и здоровья? (Да)

- Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

- Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)

- Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

- Чтобы сохранить зубы здоровыми, надо есть много сладкого? (нет)

- Чтобы сберечь глаза, надо смотреть телевизор, сколько хотите? (нет)

- Микробы очень маленькие и живые, они попадают в организм и вызывают болезнь, верно? (да)

- Чтобы защититься от микробов надо всегда мыть руки с мылом? (да)

- Чтобы не болеть нужно не мыть овощи и фрукты перед употреблением? (нет)

Задание 4.

Предложить детям составить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что», например:

Я делаю зарядку, потому что хочу быть здоровым.

Я мою руки с мылом, потому что мыло убивает микробов.


Тема недели «Семья» (18 - 22 ноября)

Задание 1.

Предложите ребёнку расшифровать ребус «7 Я».

Задание 2.

- Поговорите с детьми о том, как они понимают понятие «семья», какой   должна быть семья и как много значит для человека.

- Закрепите представления о родственных отношениях (дядя, тётя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра и т. д).

- Обратите внимание на знание детьми имён, отчеств и фамилий родителей, бабушек и дедушек.  

Задание 3.

Поиграйте с ребёнком в игру «Родственные отношения»:

- Она уже не молода и вовсе мне не мамочка. Мама мамина она, а зовут её просто… (бабушка).                                                       

- Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой. Он часто играет со мной, любимый и добрый мой… (дедушка).

- Она – опора в доме, хлопочет – каждый час. И никого нет краше, кто так любил бы вас…(мама).

- Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто?.. (папа).                                                                     

- У мамы три дочки: я, Вера и Аленка. Ответьте теперь точно, друг другу мы… (сестрёнки).

- Все сыновья в одной семье называются… (братьями).

Задание 4.

Дидактическое упражнение «Какой, какая»:

Мама – добрая, красивая, ласковая…

Папа – строгий, умный, сильный…

Бабушка – доброжелательная, отзывчивая, терпеливая …

Дедушка – старенький, мудрый, седой…

Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, младшая…

Брат – сильный, подвижный, старший…


Тема недели «Животные холодных и жарких стран» (11 - 15 ноября)

Задание 1.

- Рассмотреть с ребёнком картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, север­ного оленя, кита, нерпы; картинки с изображением диких живот­ных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога;

- Поговорить внешних признаках животных, характерных повад­ках;

- Спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, а какие там, где жарко? чем они питаются? 

 Задание 2.

Дидактическая игра «Подбери признак»:

морж (какой?) –  ..., кит (какой) –  …, жираф (какой?)  –   ..., зебра (какая?)  –   ..., слоны (какие?)  –   ... .

Задание 3.

  Дидактическая игра «Узнай животного по опи­санию».

Взрослый рассказывает о животном, а ребёнок по характерным признакам его узнает и называет.

Задание 4.

Дидактическая игра «Сосчитай животных» (со­гласование числительных с существительными):

один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей;

одна обезьяна, …

Задание 5.

Дидактическое упражнение «Подбери синонимы»:

Слон большой (ог­ромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный...).

Задание 6.

Дидактическая игра «Назови семью»:

папа –   лев, мама –   львица, детеныш –   львенок (детеныши –   львята),

папа – тигр, ….


Тема недели «Звери наших лесов» (5 - 8 ноября)

 Задание 1.

- поговорить с ребёнком о том, какие дикие животные живут в наших лесах;

- вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, де­тенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как на­зывается их жилище;

- рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных;

- вспомнить загадки о диких животных.

Задание 2.

Подобрать как можно больше признаков к пред­мету: (согласование прилагательных с существительными) волк (какой?) – ..., медведь (какой?) –   ..., лиса (какая?) – ..., еж (какой?) – ..., заяц (какой?) – ..., белка (какая?) –  ...

Задание 3.

Подобрать как можно больше действий к пред­мету:

медведь (что делает?)  – ..., лиса (что делает?)  –  ... .

Задание 4.

Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?» (образо­вание притяжательных прилагательных).

След (чей?) –  лисий, волчий, медвежий, заячий, тигриный и т. д.

Ухо (чьё?) –    ....

Голова (чья?) –   ....

Лапы (чьи?) –   ....

Задание 5.

  Подобрать родственные слова:

медведь – медведица, медвежонок, медвежата, медвежий;

волк –  …,

лиса –  ….

Задание 6.

Пересчитать животных (согласование числи­тельных с существительными).

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Одна лиса, …

Первый заяц, второй заяц, третий заяц, четвёртый заяц, пятый заяц.

Первая лиса, …


Тема недели «Зимующие птицы» (28 октября - 1 ноября)

Задание 1.

- Рассмотреть с ребёнком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние при­знаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

- Во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить вни­мание на то, какие птицы часто прилетают во двор.

- Желательно провести беседу с ребёнком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой.

- Можно изготовить совместно с ребёнком кормушку и повесить её на улице.

Задание 2.

 Предложить детям отгадать загадки о зимующих птицах.

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(воробей)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …
(ворона)

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …
(синички)

Задание 3.

Составить описательные загадки о зимующих птицах. Например: Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, корот­кие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полос­ки. Целый день чирикает и прыгает.  (Воробей).

Задание 4.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (желательно, чтобы ребёнок не просто выбрал лишнюю птицу из перечня, но и объяснил свой выбор).

Синица, воробей, грач, поползень.

Задание 5.

Дидактическая игра «Подбери признак» (со­гласование имен существительных с прилагательными):

си­ница (какая?) –  ..., голубь (какой?) –   ... .

Задание 6.

Подобрать родственные слова: корм – кор­мить, кормушка, накормленный, кормление.


Тема недели «Перелетные птицы» (21 - 25 октября)

Задание 1.

Повторить с ребёнком названия, внешний вид и отличительные признаки перелетных птиц (лебеди, утки, гуси, журавли, аисты, цапли, скворцы, грачи, ласточки, стрижи, соловьи, жаворонки).

Задание 2.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»  (желательно, чтобы ребёнок не просто выбрал лишнюю птицу из перечня, но и объяснил свой выбор).

Ворона, воробей, стриж, голубь.

Скворец, сорока, грач, соловей.

Задание 3.

Дидактическая игра «Улетает – не улетает».

Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, какая она –  перелётная или зимующая.

Задание 4.

Дидактическая игра «Назови ласково» (сло­вообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

соловей – соловушка, журавль –  журавушка, лебедь –  лебёдушка и т.д.

Задание 5.

Дидактическая игра «У кого –  кто» (упраж­нение в словообразовании во множественном и единственном числе).

У грача –  грачата, а один – грачонок;

у журавля –  …, у утки –  …, у аиста –  …, у стрижа –  …, у гуся –  …

Задание 6.

Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на).

Грач вылетел ... гнезда.

Грач прилетел ... гнездо.

Грач подлетел ... гнезду.

Грач кружит ... гнездом.

Грач сел ... ветку.


Тема недели «Домашние животные» (14 - 18 октября)

Задание 1.

Рассмотреть с ребёнком иллюстрации с изображением до­машних животных и их детенышей; повторить названия домашних животных и их детены­шей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему на­зываются домашними.

Задание 2.

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?» (Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)

  • Сторожит, грызёт, лает? –...
  • Хрюкает, роет? – ...
  • Ржёт, бегает, скачет? – ...
  • Мяукает, лакает, царапается? – ...
  • Мычит, жует, ходит? –   ....

(Затем аналогичные загадки загадывает ребёнок.)

Задание 3.

Дидактическая игра «Чей хвост, чьё туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).

Например, у кошки:

Хвост (чей?) –  кошачий

Туловище (чье?) –  кошачье

Голова (чья?) –  кошачья

Уши (чьи?) – кошачьи

Задание 4.

Подобрать как можно больше действий к пред­мету: кошка –  лакает, мяукает, царапается, мурлыкает, лас­кается, облизывается ...; собака –  сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает ...

Задание 5.

Дидактическая игра «Назови семью». Например:

Он – кот, она – кошка, детеныш –  котенок, детёныши – котята;

Он –  конь, она –  лошадь, детеныш –  жеребёнок, детёныши – жеребята.


Тема недели «Одежда, обувь, головные уборы» (7 - 11 октября)

Задание 1.

  • Обратить внимание ребёнка на то, какое время года на­ступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;
  • Повторить понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;
  • Совместно с ребёнком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество;
  • Закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 2.

Отгадать загадки (выучить по желанию).

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью – под кро­ватью. (Туфли, тапочки)

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Перчатки)

Если дождик, мы не тужим – бойко шлёпаем по лужам. Будет солнышко сиять – нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги)

Сижу верхом, не ведаю на ком.  (Шапка)

Задание 3.

Дидактическая игра «Исправь ошибку» (по­нимание значений притяжательных местоимений).

Моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, мои шарф.

Задание 4.

Дидактическое упражнение «Назови, какие» (образо­вание относительных прилагательных): сапоги из резины – резиновые сапоги; шапка из шерсти – шерстяная; перчатки из кожи – кожаные.

Задание 5.  

Пересчитать предметы (согласование сущест­вительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки ... пять шапок; одно пальто, два пальто ... пять пальто.

Задание 6.

Ответить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имён существительных с числитель­ными): одна пара сапог, две пары сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, туфли, перчатки).


Тема недели «Деревья и кустарники» (30 сентября - 4 октября)

Задание 1.

  Во время совместной прогулки в парке или в лесу показать ребёнку лиственные и хвойные деревья – берёзу, клён, липу, осину, рябину, дуб, ель, сосну, лиственницу; рассмотреть, какие у этих дере­вьев стволы, ветки, листья, хвоя; показать плоды этих деревьев; найти листья разных деревьев, определить, с какого они дерева, найти одинако­вые листья (по цвету, по форме).

Задание 2.  

Предложить детям отгадать загадку (выучить по желанию).

На полянке девчонки в белых рубашках, зелё­ных полушалках. (Берёза)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит. (Ива)

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос,

Стал высок и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветки – только на макушке. (Сосна)

Задание 3.

Поговорить с детьми о том, чем отличается дерево от кустарника.

 Задание 4.

Дидактическая игра «Назови лист» (образова­ние относительных прилагательных): лист березы – березо­вый, лист клёна – ..., лист осины –  ..., лист липы –  ..., лист рябины –  ....

Задание 5.

Подобрать родственные слова к слову лист (листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад).

Задание 6.

Подобрать действия к предмету: листья что делают? (вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают).


Тема недели «Овощи, фрукты, ягоды и грибы» (23 - 27 сентября)

 Задание 1.

  • рассмотреть с ребёнком натуральные овощи, фрукты, ягоды и грибы; обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;
  • повторить обобщающие слова — «овощи», «фрукты», «ягоды», «грибы»;
  • поговорить о том, где и как они растут (в саду, в огороде, на земле, в земле, на кустах, на деревьях, под деревьями); обязательно отметить, что не все грибы являются съедобными, привести примеры ядовитых грибов;
  • рассказать ребёнку, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов, ягод, грибов.

 Задание 2.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (ребёнок должен не просто выбирать лишний, но и объяснить, почему):

  • Яблоко, груша, кабачок, лимон.
  • Морковь, подберёзовик, капуста, тыква.
  • Малина, клубника, апельсин, брусника.

 Задание 3.

Дидактическое упражнение «Подбери признак» (обязательно обратить внимание на правильное окончание прилагательных):

яб­локо (какое?) — ..., клюква (какая?) — ..., помидор (ка­кой?) — ..., лимоны (какие?) — ...

Задание 4.

Составить как можно больше сложносочи­ненных предложений по схеме: "морковь......, а яблоко......".

Примеры:

Морковь — овощ, а яблоко — фрукт.

Морковь растет в ого­роде, а яблоко — в саду.

Из моркови делают салат, а из яб­лок — компот.


С 2 по 20 сентября с детьми группы проводится индивидуальная тифлопедагогическая диагностика.

Цель диагностического обследования дошкольника с патологией зрения - выявление имеющихся отклонений в развитии его познавательной деятельности для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями.

В процессе обследования педагог решает следующие задачи:

  • Определить индивидуальные особенности познавательной деятельности ребёнка.
  • Проанализировать готовность ребёнка к коррекционному обучению.
  • Увидеть возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности и других нарушений в развитии.   ​

Учитель-дефектолог в процессе диагностического обследования имеет возможность увидеть трудности, осложняющие овладение ребёнком познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребёнка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные о ребёнке позволяют педагогу понять, на что опираться в коррекционно-развивающем обучении, определить степень и характер необходимой помощи. 

По результатам диагностики учитель-дефектолог заполняет индивидуальную тифлопедагогическую карту. развития ребёнка Намечаются основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми. На основании полученных данных, педагог комплектует дошкольников в подгруппы для коррекционных занятий с учётом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии. ​