Уважаемые родители (законные представители) воспитанников!
Рекомендации даются общие для всех детей. Индивидуальные рекомендации и консультации – только лично каждому.
По всем вопросам можно обращаться в рабочие часы учителя-дефектолога, но для более продуктивного общения – во вторник (с 18 до 19 ч – 1 и 3 недели месяца, с 17 до 18 ч – 2 и 4 недели месяца) или в среду (с 14 до 15 ч).
Спасибо за понимание и сотрудничество!
Тема недели «Насекомые» (15 - 19 апреля)
Поговорите с детьми о насекомых, повторите названия, по-возможности - рассмотрите невооружённым глазом и через лупу. Обратите внимание детей на путаницу (наложенные контурные изображения), предложите найти и назвать насекомых. (Для просмотра в полном размере щёлкните по рисунку).
Тема недели «Кто живёт в воде?» (8 - 12 апреля)
Поговорите с детьми об обитателях рек, озёр, морей и океанов. Рассмотрите с детьми плакат, поговорите о том, кто из этих пресноводных рыб обитает в Амуре. (Для просмотра щёлкните по рисунку).
Тема недели «Космос» (1 - 5 апреля)
Объясните ребёнку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник; рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники; расскажите ребёнку о первом космонавте – Ю. А. Гагарине. Поговорите с ребёнком о том, как он понимает значение слов: ракета, космонавт, скафандр, невесомость, телескоп, планета, метеорит, созвездие. Объясните ребёнку непонятные термины, рассмотрите картинки о космосе.
Тема недели «Общественные здания» (25 - 29 марта)
Гуляя по городу, обратите внимание детей на разницу между жилыми домами и общественными зданиями, поговорите о том, что там может быть расположены школа, кинотеатр, театр, магазин, поликлиника, библиотека, музей и т.д. Предложите ребенку находить и называть части зданий: стены, крыша, окна, двери, балкон и др.; словесно обозначать их пространственное расположение: сверху, внизу, посередине, справа, слева.
Тема недели "Транспорт" (11 - 15 марта) и тема "Правила дорожного движения" (18 - 22 марта)
Желательно поговорить с детьми о правилах дорожного движения. Называйте детям дорожные знаки, которые встречаются по пути в детский сад. Обращайте внимание детей на разнообразие транспорта на дорогах, а также на то, что транспорт бывает воздушный, наземный и водный. Предложите детям узнать и назвать транспорт по контурному изображению.
Тема недели «Комнатные растения» (4 - 7 марта)
Рассмотрите с ребёнком комнатные растения, закрепите названия (герань, бегония, фиалка, алоэ, бальзамин). Сравните растения, поупражняйте детей в определении комнатного растения на ощупь. Предложите ребёнку объяснить, как он догадался, что это то или иное растение.
Тема недели «8 Марта» (26 февраля - 1 марта)
Поговорите с детьми о приближающемся празднике - международном женском дне 8 марта. Проверьте, знают ли дети имена и отчества своих мам, а также их профессию (место работы).
Тема недели «Я среди людей» (19 - 22 февраля)
Поговорите с ребёнком о чувствах и эмоциях, о том как проявляются эмоции в различных ситуациях. Рассмотрите плакат, предложите ребёнку отгадать изображенное эмоциональное чувство или показать картинку с названной вами эмоцией. (Для просмотра щёлкните по рисунку).
Тема недели «Наша Армия» (12 - 16 февраля)
Поговорите с детьми о том, что это за праздник «День защитника Отечества» и кто такие защитники Отечества. Вместе с ребёнком можно рассмотреть иллюстрации книг, фотографии и картинки, имеющие отношение к армии. Повторите названия родов войск, военной техники, военных профессий (желательно использовать картинки и иллюстрации).
Рассмотрите с детьми рисунок (для просмотра в полном размере щёлкните по нему), предложите ребёнку найти и назвать отличия на картинках.
Тема недели «Профессии» (5 - 9 февраля)
Побеседуйте с ребёнком о профессиях, проверьте, знают ли Ваши дети профессии и примерный вид деятельности своих родителей.
Предложите ребёнку поиграть в игру «Кто что делает?» (подбор действий к существительным):
повар – варит, жарит, дворник – …, портниха – …, художник – …, писатель – …, врач – …, лётчик – …, учитель – …
Тема недели «Инструменты» (29 января - 2 февраля)
Предложите детям рассмотреть инструменты и определить материал, из которого сделаны – молоток, отвёртка, пассатижи, топор, ножницы, гаечный ключ и другие механические инструменты. Повторите с детьми обобщающее понятие «инструменты». Обратите внимание на правильное называние детьми таких инструментов, как ножницы, грабли, пассатижи, клещи, плоскогубцы (всегда во множественном числе).
Поиграйте с ребёнком в игру «Подскажи словечко».
- Дровосеки рубят бор – есть у каждого ... (топор).
- Папе гвоздь забить помог очень ловко ... (молоток).
- Двор я чисто подмету – дайте мне скорей ... (метлу).
- Дружно во дворе ребята убирают снег ... (лопатой).
Тема недели «Игрушки» (22 - 26 января)
Рассмотрите ребенком несколько игрушек; помогите ребенку определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая); отметьте внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая). Поговорите с ребенком о бережном отношении к игрушкам. Поиграйте в игру «Узнай свои игрушки на ощупь» (ребёнку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать её). Рассмотрите с детьми рисунок (для просмотра в полном размере щёлкните по нему), предложите ребёнку подобрать тень к каждой игрушке.
Поздравляю всех с наступающими праздниками - Новым годом и Рождеством!
Отдыхая на каникулах, не забывайте о соблюдении зрительного режима, напоминайте детям о ежедневной гимнастике для глаз; гуляя на свежем воздухе, старайтесь почаще с детьми рассматривать предметы вдали, смотреть на звёзды, полезно для тренировки зрения также смотреть на поочерёдно мигающие гирлянды.
С 25 по 29 декабря и с 9 по 19 января с детьми проводится промежуточная диагностика (индивидуально).
Тема недели «Зимние забавы. Скоро Новый год» (18 - 22 декабря)
Спросите у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр. В качестве экскурсии можно сходить с ребенком на зимний стадион, где обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются люди.
Помогите ребенку отгадать загадки.
Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)
Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)
Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры — помчались с горы. (Санки)
Меня не растили — из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза — угольки, губы — сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик)
Поговорите с детьми о приближающемся празднике, совместно с ребёнком нарядите новогоднюю ёлку. Можно рассказать о ёлочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету. Рассмотрите с детьми рисунок (для просмотра в полном размере щёлкните по нему), предложите ребёнку найти такие же шарики.
Тема недели «Продукты питания» (11 - 15 декабря)
Можно закрепить знания детей о продуктах питания, о группах продуктов (молочные, мясные, хлебобулочные изделия и так далее); о том, какие продукты полезны, а какие - вредны для здоровья. Рассмотрите рисунок (Для просмотра щёлкните по нему).
Тема недели «Посуда» (4 - 8 декабря)
Вместе с ребенком рассмотрите посуду — кухонную, чайную, столовую; закрепите названия предметов и слова, определяющие их назначение. Покажите, где дома хранится посуда; сравните посуду (кастрюли большие и маленькие, тарелки мелкие и глубокие, стаканы высокие и низкие и т.д.), обратив внимание на то, что посуда может биться, поэтому обращаться с ней нужно аккуратно. Рассмотрите рисунок, предложите детям назвать всё, что они видят в этой путанице. (Для просмотра щёлкните по рисунку).
Тема недели «Береги здоровье» (27 ноября - 1 декабря)
Предложите детям порассуждать о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Обратите внимание на знания детьми правил личной гигиены, рассмотрите рисунок (для просмотра щёлкните по нему).
Тема недели «Моя семья» (20 - 24 ноября)
Желательно поговорить с детьми о том, как они понимают понятие «семья», закрепить представления о родственных отношениях (дядя, тётя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра и т. д). Обратите внимание на знание детьми имён, отчеств и фамилий родителей, бабушек и дедушек. Рассмотрите с детьми рисунок (для просмотра в полном размере щёлкните по нему), предложите ребёнку рассказать, кто кому кем приходится.
Тема недели «Дом. Мебель» (13 - 17 ноября)
Можно повторить названия предметов мебели, назначение, материалы изготовления. Обратите внимание на правильность называния детьми частей мебели, например, сиденье, спинка, подлокотник и т. д. Рассмотрите рисунок (для просмотра в полном размере щёлкните по нему), выполните задание.
Тема недели «Животные холодных и жарких стран» (7 - 10 ноября).
Можно повторить с детьми названия животных. Предложите назвать, кто где живёт. (Для просмотра щёлкните по рисункам).
Тема недели «Звери наших лесов» (30 октября - 3 ноября)
Закрепляем знания детей о диких животных дальневосточной тайги, об особенностях внешнего вида, образе жизни. Обратите внимание на правильное называние детьми детёнышей животных в единственном и множественном числе (волчонок – волчата, лисёнок – лисята, бельчонок – бельчата, тигрёнок – тигрята, ежонок – ежата, зайчонок – зайчата, медвежонок – медвежата). Если есть возможность, то посетите с детьми приамурский зоосад имени Всеволода Сысоева, если нет – посмотрите фото и рассказы о животных на сайте зоосада. Обратите внимание на рисунок – кто прячется среди травы? (для просмотра в полном размере щёлкните по нему).
Тема недели «Зимующие птицы» (23 - 25 октября)
По дороге в детский сад обратите внимание детей на зимующих птиц, повторите название птиц: сорока, голубь, воробей, ворона, синица, поползень. Рассмотрите рисунок (для просмотра в полном размере щёлкните по нему), его можно распечатать или открыть изображение в любой программе для рисования и предложить детям обвести синичку по пунктирным линиям и раскрасить.
Тема недели «Перелётные птицы» (16 - 20 октября)
Поговорите с детьми о перелётных птицах, повторите названия (ласточки, аисты, цапли, гуси, журавли, скворцы, грачи). Обратите внимание на то, что дети часто путают аиста, журавля и цаплю по внешнему виду, по названию – скворца и скворечник. Рассмотрите с детьми рисунок (для просмотра в полном размере щёлкните по нему), его можно распечатать и предложить детям раскрасить птиц; или открыть картинку в любой программе для рисования и предложить детям обвести птиц по контуру (цвет обводки - красный, оранжевый или зелёный).
Тема недели «Домашние животные» (9 - 13 октября)
Можно поупражняться в различении и назывании домашних животных по внешнему виду, повадкам, образу жизни, словесному описанию. Обратите внимание на правильное название детенышей: поросёнок, телёнок, ягнёнок, жеребёнок и т. д. Поговорите с детьми о том, где живут домашние животные, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними. Рассмотрите рисунок, помогите детям определить где чей силуэт. (Для просмотра щёлкните по рисунку).
Тема недели «Одежда, обувь, головные уборы» (2 - 6 октября)
Закрепляем знания о разновидностях одежды, обуви, головных уборов, правила ухода за вещами. Обратите внимание на рисунок, предложите детям назвать всё, что они видят в этой путанице (блузка, платье, юбка, брюки, шорты, фартук, рукавичка, шапка, тапочка, валенок). (Для просмотра щёлкните по рисунку).
Тема недели «Деревья и кустарники» (25 - 29 сентября)
Гуляя с детьми в парке, на улице постарайтесь обратить внимание детей на разнообразие деревьев. Повторите названия: дуб, клён, тополь, береза, осина, ель, сосна, лиственница. Спросите детей, чем отличаются «хвойные» и «лиственные» деревья. Рассмотрите рисунок. (Для просмотра щёлкните по рисунку).
Тема недели «Овощи, фрукты, ягоды и грибы» (18 – 22 сентября)
Можно повторить с детьми названия овощей, фруктов и ягод; отметить характерные особенности, поупражняться в различении на ощупь, на вкус, в узнавании по запаху. Рассмотрите с детьми наложенные контуры на рисунке. (Для просмотра щёлкните по рисунку). Предложите ребенку назвать всё, что находится в вазе и сосчитать все фрукты.
С НАЧАЛОМ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА!
1 по 15 сентября 2023 года с детьми группы проводится индивидуальная тифлопедагогическая диагностика.
Цель диагностического обследования дошкольника с патологией зрения - выявление имеющихся отклонений в развитии его познавательной деятельности для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями.
В процессе обследования педагог решает следующие задачи:
- Определить индивидуальные особенности познавательной деятельности ребёнка.
- Проанализировать готовность ребёнка к коррекционному обучению.
- Увидеть возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности и других нарушений в развитии.
Учитель-дефектолог в процессе диагностического обследования имеет возможность увидеть трудности, осложняющие овладение ребёнком познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребёнка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные о ребёнке позволяют педагогу понять, на что опираться в коррекционно-развивающем обучении, определить степень и характер необходимой помощи.
По результатам диагностики учитель-дефектолог заполняет индивидуальную тифлопедагогическую карту развития ребёнка, намечаются основные направления коррекционно-педагогической работы. На основании полученных данных педагог комплектует дошкольников в подгруппы для коррекционно-развивающих занятий с учётом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.