Рекомендации для родителей группы "Зайчики"

Уважаемые родители!

Рекомендации даются общие для всех детей. Индивидуальные рекомендации и консультации – только лично каждому.

По всем вопросам можно обращаться в рабочие часы учителя-дефектолога, но для более продуктивного общения – во вторник вечером (с 18 до 19 ч).  

Спасибо за понимание и сотрудничество!


  Тема недели «Мой город. Моя Родина» (20 - 24 апреля)

Поговорите с детьми о нашей стране, о Москве как о столице России. Закрепите знания детей о том, что наша страна называется Россия, её главный город - Москва, а Хабаровск - город, где мы живем. Расскажите детям о Хабаровске, его достопримечательностях, повторите названия центральных улиц и площадей. Уточните, знает ли Ваш ребёнок свой домашний адрес, название улицы, на которой расположен детский сад.  


Тема недели «Насекомые» (13 - 17 апреля)

Поговорите с детьми о насекомых, повторите названия, по-возможности - рассмотрите невооружённым глазом и через лупу. Обратите внимание детей на путаницу (наложенные контурные изображения), предложите найти и назвать насекомых.


Тема недели «Кто живёт в воде?» (6 - 10 апреля)

Поговорите с детьми  об обитателях рек, озёр, морей и океанов. Рассмотрите с детьми плакат, поговорите о том, кто из этих пресноводных рыб обитает в Амуре. 

 


Тема недели «Космос»  (30 марта - 3 апреля)

Объясните ребёнку, почему празднуют День космонавти­ки, что это за праздник; рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изобра­жением космоса, космонавтов и космической техники; расскажите ребёнку о первом космонавте –  Ю. А. Гагарине. Поговорите с ребёнком о том, как он понимает значение слов:  ракета, космонавт, скафандр, невесомость, телескоп, планета,  метеорит, созвездие. Объясните ребёнку непонятные термины, рассмотрите картинки о космосе. 


Тема недели «Общественные здания» (23 - 27 марта)

Гуляя по городу, обратите внимание детей на разницу между жилыми домами и общественными зданиями, поговорите о том, что там может быть расположены школа, кинотеатр, театр, магазин, поликлиника, библиотека, музей и т.д. Предложите ребенку находить и называть части зданий: стены, крыша, окна, двери, балкон и др.; словесно обозначать их пространственное расположение: свер­ху, внизу, посередине, справа, слева.


Тема недели "Транспорт" и тема "Правила дорожного движения" (10 - 20 марта)

Желательно поговорить с детьми о правилах дорожного движения. Называйте детям дорожные знаки, которые встречаются по пути в детский сад. Обращайте внимание детей на разнообразие транспорта на дорогах, а также на то, что транспорт бывает воздушный, наземный и водный. Предложите детям узнать и назвать транспорт по контурному изображению.

  


Тема недели «8 Марта» (2 - 6 марта)

Поговорите с детьми о приближающемся празднике - международном женском дне 8 марта. Проверьте, знают ли дети имена и отчества своих мам, а также их профессию (место работы).


Тема недели «Я среди людей» (25 - 28 февраля)  

Поговорите с ребёнком о чувствах и эмоциях, о том как проявляются эмоции в различных ситуациях. Рассмотрите плакат, предложите ребёнку отгадать изображенное эмоциональное чувство или показать картинку с названной вами эмоцией.


Тема недели «Наша Армия» (17 - 21 февраля)

Поговорите с детьми о том, что это за праздник «День защитника Отечества» и кто такие защитники Отечества. Вместе с ребёнком можно рассмотреть иллюстрации книг, фотографии и картинки, имеющие отношение к армии.

Повторите названия родов войск, военной техники, военных профессий (желательно использовать картинки и иллюстрации).


 Тема недели «Профессии» (10 - 14 февраля)

 Побеседуйте с ребёнком о профессиях, проверьте, знают ли Ваши дети профессии и примерный вид деятельности своих родителей.

Предложите ребёнку поиграть в игру «Кто что делает» (подбор действий к существительным):

повар – варит, жарит, дворник – …, портниха –  …, художник –   …, писатель –  …, врач –  …, лётчик –  …, учитель – …    


Тема недели «Инструменты» (3 - 7 февраля)

Предложите детям рассмотреть инструменты и определить материал, из которого сделаны – молоток, отвёртка, пассатижи, топор, ножницы, гаечный ключ и другие механические инструменты. Повторите с детьми обобщающее понятие «инструменты». Обратите внимание на правильное называние детьми таких инструментов, как грабли, пассатижи, клещи (всегда во множественном числе).

 Поиграйте с ребёнком в игру «Подскажи словечко».

  • Дровосеки рубят бор –  есть у каждого ... (топор).
  • Папе гвоздь забить помог очень ловко ... (молоток).
  • Двор я чисто подмету –  дайте мне скорей ... (метлу).
  • Дружно во дворе ребята убирают снег ... (лопатой).  

Тема недели «Комнатные растения» (27 - 31 января)

 Рассмотрите с ребёнком комнатные растения, закрепите названия (герань, бегония, фиалка, алоэ,  бальзамин, фикус). Сравните растения, поупражняйте детей в определении комнатного растения на ощупь. Предложите ребёнку объяснить, как он догадался, что это то или иное растение.


Тема недели «Дом. Мебель» (20 - 24 января)

Повторите с детьми домашний адрес.  Рассмотрите с ребенком домашнюю мебель, предназна­ченную для гостинной, спальни, кухни. Предложите ребенку назвать мебель и её отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена.  Рассмотрите на иллюстрациях различную мебель: разные ви­ды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный; ку­хонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платя­ной, шкаф для посуды), большие и маленькие стулья, табуретки. Попросите ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, диван, кровать, шкаф); для чего нужен письменный стол, обеденный; что делают за столом; какая мебель нужна для кухни, спальни; сколько ножек у стола; из чего сделан стол; какой формы крышка у стола; чем отличается стул от табуретки, кресла.


Поздравляю всех с наступающими праздниками - Новым годом и Рождеством!

 

Отдыхая на каникулах, не забывайте о соблюдении зрительного режима, напоминайте детям о ежедневной гимнастике для глаз; гуляя на свежем воздухе старайтесь почаще с детьми рассматривать предметы вдали, смотреть на звёзды, полезно для тренировки зрения также смотреть на поочерёдно мигающие гирлянды. 

 

С 23 по 31 декабря и с 9 по 17 января с детьми проводится промежуточная диагностика (индивидуально).


Тема недели «Посуда. Продукты питания» (16 - 20 декабря)

 Вместе с ребенком рассмотрите  посуду — кухонную, чай­ную, столовую; закрепите названия предметов и слова, оп­ределяющие их назначение. Покажите ребенку продукты, из которых готовится пища;  повторите названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т.д.), названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи. При этом следует спросить у ребенка: «Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят суп, компот?».  Покажите, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте); рассмотрите посуду,  сравните (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие...), обратив внимание на то, что посуда может биться, поэтому обращаться с ней нужно аккуратно. 


Тема недели «Зимние забавы» (9 - 13 декабря)

 Спросите у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр. В качестве экскурсии можно сходить с ребенком на зимний ста­дион, где обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются люди.

Помогите ребенку отгадать загадки.

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры — помчались с горы. (Санки)

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза — угольки, губы — сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик) 


Тема недели «Игрушки» (2 - 6 декабря)

Рассмотрите ребенком несколько игрушек; помогите ребенку определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая); отметьте внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мяг­кая, твердая, гладкая, шершавая). Поговорите с ребенком о бережном отношении к игрушкам; в качестве экскурсии можно сводить ребенка в магазин, где продают игрушки. Поиграйте в игру «Узнай свои игрушки на ощупь (ребенку предлагается с закрытыми глазами ощу­пать любую игрушку и назвать её.)


Тема недели «Береги своё здоровье» (25 - 29 ноября)

 Предложите детям порассуждать о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Обратите внимание на знания детьми правил личной гигиены, рассмотрите рисунок (для просмотра щёлкните по нему)

 


Тема недели «Семья» (18 - 22 ноября)

Желательно поговорить с детьми о том, как они понимают понятие «семья», закрепить представления о родственных отношениях (дядя, тётя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра и т. д). Обратите внимание на знание детьми имён и фамилий родителей, бабушек и дедушек, а если ребёнок может назвать ещё и отчества родителей, то просто замечательно! Рассмотрите с детьми рисунок (для просмотра щёлкните по нему), предложите ребёнку рассказать, кто кому кем приходится, также изображение можно распечатать и раскрасить.


Тема недели «Животные холодных и жарких стран» (11 - 15 ноября)

Можно повторить с детьми названия животных, обитающих в жарких и холодных широтах, поупражняться в узнавании животных по словесному описанию и по части изображения. Предложите назвать, кто где живёт (Для просмотра щёлкните по рисункам). 

 

        


Тема недели «Звери наших лесов» (5 - 8 ноября)

 Закрепляем знания детей о диких животных дальневосточной тайги, об особенностях внешнего вида, образе жизни. Обратите внимание на правильное называние детьми детёнышей животных в единственном и множественном числе (волчонок - волчата, лисёнок - лисята, бельчонок - бельчата, тигрёнок - тигрята, ежонок - ежата, зайчонок - зайчата, медвежонок - медвежата). Если есть возможность, то посетите с детьми приамурский зоосад имени Всеволода Сысоева, если нет -  посмотрите фото и рассказы о животных на сайте зоосада. Обратите внимание на рисунок (для просмотра щёлкните по нему)  -  кто прячется среди травы? Можно открыть изображение в любой программе для рисования и предложить детям обвести тигрёнка по контуру.


Тема недели «Зимующие птицы» (28 октября - 1 ноября)

По дороге в детский сад обратите внимание детей на зимующих птиц, повторите название птиц: сорока, голубь, воробей, ворона, синица, поползень. Рассмотрите рисунок, его можно распечатать или открыть изображение в любой программе для рисования и предложить детям обвести синичку по пунктирным линиям и раскрасить.


Тема недели «Перелетные птицы» (21 - 25 октября)

 Поговорите с детьми о перелётных птицах, повторите названия (ласточки, аисты, цапли, гуси, журавли, скворцы, грачи). Обратите внимание на то, что дети часто путают аиста, журавля и цаплю по внешнему виду, по названию – скворца и скворечник. Рассмотрите с детьми рисунок (для просмотра щёлкните по рисунку), его можно распечатать и предложить детям раскрасить птиц; или открыть картинку в любой программе для рисования и обвести птиц по контуру (цвет обводки - красный, оранжевый или зелёный).


Тема недели «Домашние животные» (14 - 18 октября)

Можно поупражняться с детьми в различении и назывании домашних животных по внешнему виду, голосу, образу жизни, словесному описанию. Обратите внимание на правильное название детенышей: щенок, поросёнок, телёнок, жеребенок, козлёнок. Рассмотрите рисунок, помогите детям определить, где чей силуэт. (Для просмотра щёлкните по рисунку).


Тема недели «Одежда, обувь, головные уборы» (7 - 11 октября)

Пожалуйста, поговорите с детьми о разновидностях одежды, обуви, головных уборов, закрепите обобщающие понятия. Обратите внимание на названия деталей (воротник, манжеты, оборка и т.д.). Рассмотрите рисунок, предложите детям назвать всё, что они видят в этой путанице (блузка, платье, юбка, брюки, шорты, фартук, рукавичка, шапка, тапочек, валенок). (Для просмотра щёлкните по рисунку).


Тема недели «Деревья и кустарники» (30 сентября - 4 октября)

Гуляя с детьми в парке, на улице постарайтесь обратить внимание детей на разнообразие деревьев. Повторите названия: дуб, клён, тополь, береза, осина, ель, сосна, лиственница.  Спросите детей, чем отличаются «хвойные» и «лиственные» деревья. Рассмотрите рисунок. (Для просмотра щёлкните по рисунку).


Тема недели «Овощи, фрукты, ягоды и грибы» (23 - 27 сентября)

Можно повторить с детьми названия овощей, фруктов и ягод; отметить характерные особенности, поупражняться в различении на ощупь, на вкус, в узнавании по запаху. Рассмотрите с детьми наложенные контуры на рисунке. (Для просмотра щёлкните по рисунку).


С 2 по 20 сентября 2019 года с детьми группы проводится индивидуальная тифлопедагогическая диагностика.

Цель диагностического обследования дошкольника с патологией зрения - выявление имеющихся отклонений в развитии его познавательной деятельности для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями.

В процессе обследования педагог решает следующие задачи:

  • Определить индивидуальные особенности познавательной деятельности ребёнка.
  • Проанализировать готовность ребёнка к коррекционному обучению.
  • Увидеть возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности и других нарушений в развитии.   ​

Учитель-дефектолог в процессе диагностического обследования имеет возможность увидеть трудности, осложняющие овладение ребёнком познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребёнка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные о ребёнке позволяют педагогу понять, на что опираться в коррекционно-развивающем обучении, определить степень и характер необходимой помощи. 

По результатам диагностики учитель-дефектолог заполняет индивидуальную тифлопедагогическую карту. развития ребёнка Намечаются основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми. На основании полученных данных, педагог комплектует дошкольников в подгруппы для коррекционных занятий с учётом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии. ​