Повышение ИКТ-компетенций педагогов – важный шаг к информатизации образовательного пространства ДОУ

  На современном этапе информационные технологии внедрились практически во все структуры общества и государства, в том числе и в систему образования. Информатизация является одним из важнейших механизмов модернизации образовательной системы, что касается и дошкольного образования, которое, согласно Закону «Об образовании в РФ», является первым уровнем общего образования и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что образовательное пространство дошкольного учреждения должно быть оснащено современными средствами обучения и воспитания, в том числе и техническими.  Поэтому уже в дошкольном периоде информационно-коммуникационные технологии становятся важной частью воспитательно-образовательного процесса. Компьютер не только помогает развить интел­лектуальные способности ребёнка, но и воспитывает такие ка­чества, как самостоятельность, собранность, усидчивость, целеустремленность.

Использование современных информационных технологий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья значительно повышает эффективность коррекционно-педагогического процесса, поскольку помогает активизировать компенсаторные механизмы на основе сохранных видов восприятия и сформировать положительную мотивацию к образовательной деятельности.  

Основными направлениями процесса информатизации в дошкольных образовательных учреждениях являются такие, как организационное, которое предполагает совершенствование материально-технической базы и модернизацию методической службы, и педагогическое, включающее в себя повышение ИКТ-компетентности педагогов и внедрение ИКТ в образовательное пространство ДОУ.

Причём главенствующую роль, на мой взгляд, играет именно ИКТ-компетентность педагогов, их стремление повысить качество образовательного процесса, совершенствовать образовательную среду ДОУ, так как без этого любое современное техническое оборудование будет выполнять только функцию интерьера.

Вариантов повышения профессиональных компетенций педагогов в плане ИКТ – множество, в том числе и использование разнообразных Интернет-сервисов:

·        Доступ к большому объёму информации (энциклопедии, электронные книги, словари), знакомство с периодикой.

·        Подбор иллюстративного материала для образовательной деятельности и оформления групповых уголков, стендов и т. п. 

·        Оформление документации, буклетов, памяток.

·        Создание интерактивных игр, презентаций, коллажей, видеороликов для детей и родителей.

·        Обмен информацией с помощью E-mail.

·        Информационно-просветительская деятельность на сайте ДОУ.

·        Распространение педагогического опыта через публикации в СМИ, общение с педагогами на форумах, участие в вебинарах и конкурсах профессионального мастерства.

Для примера, представляю материалы III всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере ИКТ технологий среди работников образовательных организаций (http://abc43.ru/iii-всероссийский-конкурс-профессионал/),  который проходил в октябре – ноябре этого года по трём номинациям:

·     Дошкольное образование.

·     Общеобразовательные организации.

·     Профессиональные образовательные организации.

Результаты личного участия: диплом 1 степени и свидетельство об обучении по программе «Информационные технологии в образовании: повышение ИКТ-компетентности педагогов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта» (НОУ ДПО «Межрегиональный центр профессиональных компетенций», 108 часов). 

Предлагаю познакомиться с заданиями конкурса, более подробно останавливаясь на полезных в плане освоения новых интернет-сервисов.  

Задание 1. Визитная карточка: рассказ о себе, своих интересах, талантах, образовательной организации, населенном пункте и т.д.

Задание 2. 10 дней из жизни конкурсанта: ведение блога в Твитттере. Под блогом понимается сетевой журнал или дневник событий, его основное содержимое – регулярно добавляемые записи, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Основной темой блога являлся рассказ об участии в Конкурсе: возникающие проблемы, интересные пути решения данных проблем.

Задание 3. Буклет для родителей об опасностях, возникающих при предоставлении детям дошкольного возраста неконтролируемого доступа к сети Интернет. Создавала буклет в программе «Publisher», а затем сохраняла в формате pdf, в соответствии с требованиями конкурса к данному ресурсу.

Задание 4. Создание методом сканографии изображения на тему «День народного единства». Сканография – современное направление в фотоискусстве, заключается в получении изображений путём сканирования.

Задание 5. Профессиональное кредо, сформулированное в формате 2-3 четверостиший, создание собственного мультфильма по выбранному тексту, используя сервис: https://multator.ru/.

Впоследствии нашла для создания мультфильма более удобный сервис Animator (http://www.newart.ru/htm/flash/risovalka_8.php), который сохраняет результат в формате анимированного gif-файла.

 Задание 6. Создание виртуального группового уголка для родителей средствами Padlet (https://padlet.com/) или аналогичного сервиса с возможностью совместной работы. Я использовала сервис WikiWall – стенгазета (http://wikiwall.ru/), поскольку это более простой способ коллективной работы, имеющий русскоязычный интерфейс.

Задание 7. Моддинг компьютерной мыши. Слово моддинг произошло от английского modifying, что означает «модифицировать» и «видоизменять». По сути, моддинг в современном понимании этого слова – это изменение внешнего вида компьютера или его периферийных устройств.

Задание 8. Создание интерактивной on-line карты средствами любого картографического сервиса, с нанесением 10 мест, которые могли бы посетить семьи с детьми в период зимних каникул. Для выполнения задания использовала бесплатный сервис Zee Maps – создание и публикация интерактивных карт (https://www.zeemaps.com/).

Задание 9. Статья об опыте использования ИКТ в профессиональной деятельности.

Задание 10. Лидеры образования: профессиональное резюме в форме персональной wiki-страницы на предложенном wiki-узле.

Задание 11. Рефлексия – было предложено в форме танка передать свои ощущения в начале, середине и конце конкурса. Танка – это 31-слоговая пятистрочная японская стихотворная форма.

Кроме того, предлагаю познакомиться с некоторыми интересными и полезными в работе педагогов Интернет-ресурсами:

 Рисование песком (http://www.newart.ru/htm/flash/risovalka_34.htm) – очень удобное упражнение для закрепления цветов, оттенков, развития фантазии, воображения, а также умения работать компьютерной мышкой.

Картонный человечек (http://www.newart.ru/htm/flash/igra_11.htm) – надо нарисовать человечка по частям, можно раскрасить его, а затем, по щелчку на кнопке «Animate!», он станцует весёлый танец. Упражнение очень заинтересовывает детей, они стараются нарисовать человечка как можно лучше.

Разлиновка (http://razlinovka.ru/grids/simple) – шаблоны разлинованных листов в формате А-3, А-4, А-5. Линии прямые, наклонные, расходящиеся, клетки, прямоугольники, ромбы, шестиугольники – это неполный перечень того, что можно создать с помощью данного сервиса.

Таким образом, информатизация образовательного пространства ДОУ во многом зависит от активных, ИКТ-компетентных педагогов, стремящихся не только повышать свой уровень, но и помогать осваивать ИКТ своим коллегам.